Все для радиолюбителя

Сетевое планирование и управление. Построение сетевого графика Построить сетевой график на возведение кирпичного дома

Как отмечалось в предыдущей главе, большинство выполняемых строительных процессов можно представить в виде графиков, схем, таблиц и т. п., которые служат моделью действительного строительного процесса.

Рассмотренные выше являются линейными моделями, устанавливающими технологическую последовательность выполнения отдельных работ в определенные сроки. Линейные графики дают наглядное представление о ходе строительно-монтажных работ лишь по времени, увязывая, как правило, 30...40 различных видов работ. С помощью таких графиков можно выделить работы, выполняемые одновременно или с определенными интервалами времени, а также определить количество необходимых ресурсов. Однако линейные графики не отражают всех связей между отдельными работами, затрудняют выделение работ, регламентирующих весь ход производственного процесса; по ним затруднительно, а порой невозможно установить предельно допустимые сроки начала отдельных работ и резервы времени при их выполнении, определить необходимость ускорения тех или иных работ на различных объектах.

Наибольшее распространение получил метод сетевого планирования и , отвечающий современным требованиям организации производства.

Сетевое планирование и управление производством, позволяющее улучшить оперативное руководство, повысить культуру производства, направлено на достижение определенной цели комплекса работ и находит широкое применение не только в строительном производстве, но и во многих других отраслях народного хозяйства.

Предложенная Дж. Е. Келли и М. Р. Уолкером условная экономико-математическая модель производственного процесса в виде в значительной степени исключает недостатки линейного графика.

По сравнению с традиционными методами планирования и управления сетевые модели имеют ряд преимуществ: наиболее полная взаимосвязь между работами при определенной технологической последовательности; акцентирование внимания руководителей на работах, от которых зависит срок выполнения всей программы; максимальное сокращение влияния случайных или «волевых» факторов с возможностью анализа вариантов и выбора оптимального; осуществление четкого контроля за ходом выполнения работ и предотвращение нарушения плановых сроков; возможность применения ЭВМ для расчетов параметров сетевой модели.

Применение сетевых моделей для организации и управления строительно-монтажными работами позволяет в значительной степени сокращать сроки возведения различных объектов, снижая при этом стоимость строительства.

Сетевые модели составляются для простых и сложных процессов. В моделях простых процессов рассматриваются трудоемкость и продолжительность выполняемых работ с определением возможного сокращения последней. Модели сложных процессов отражают вопросы планирования материально-технических ресурсов и времени с целью определения их наиболее экономичных соотношений.

Если сетевая модель охватывает до 200...300 работ, расчет ее может выполняться вручную (определение затрат времени, материально-технических ресурсов, технико-экономических показателей). При большем количестве работ расчет становится громоздким и оперативность модели теряется. В таких случаях параметры модели рассчитывают на ЭВМ по специальным программам.

Для построения сетевой модели строительных процессов составляется полный перечень работ конкретного процесса. Последовательность записи работ может быть произвольной, но для облегчения построения модели желательно располагать их в технологической последовательности.

Сетевая модель комплексного строительного процесса изображается в виде геометрической схемы, представляющей собой систему линий (стрелок), которые соединяют определенные точки (кружки). Кружками обозначаются события, стрелками - работы (рис. 3.1). Обозначаемая стрелкой работа в сетевой модели имеет несколько смысловых значений: действительная работа - строительный процесс, требующий временных и ресурсных затрат (работа, имеющая трудоемкость и продолжительность); ожидание - технологический перерыв между двумя смежными работами, требующий только временных затрат (работа, имеющая продолжительность и не имеющая трудоемкости, например твердение бетона); зависимость (связь) -изображается на модели в виде пунктирной стрелки и не имеет ни временных, ни ресурсных затрат, но указывает, что выполнение данной работы зависит от окончания другой. О характере связей будет сообщено ниже.

Любая работа ограничивается с двух сторон событиями, присваивающими работе номер или код. Событию сетевой модели, не имеющему предшествующих работ, присваивается нулевой номер, оно называется исходным. Событие, не имеющее последующих работ, обозначает окончание всех работ и называется завершающим. В одноцелевой сетевой модели могут быть только одно исходное и одно завершающее события. События, ограничивающие с двух сторон работу, называются начальными и конечными.

Например, работы 0-1 и 0-2, изображенные на рис. 3.1, имеют общее начальное событие 0, которое является исходным для всей модели, а работы 5-6 и 4-6 имеют общее конечное событие 6, являющееся в то же время завершающим событием для всей модели.

Любая последовательность работ от исходного события до завершающего называется путем, продолжительность пути определяется суммой продолжительностей составляющих его работ. Самый длинный путь от исходного до завершающего события называется критическим путем сетевой модели.


Рис. 3.1. Модель процесса в виде сетевого графика

На рис. 3.1. изображен фрагмент сетевой модели, в которой под стрелками (работами) указана их продолжительность в днях. От исходного до завершающего событий идет несколько путей, продолжительность которых приводится ниже:
Продолжительность
Полный путь полного пути, дни
0-1-3-5-6......... . . 5 + 4 + 3 + 8 = 20
0-2-3-5-6........... 7 + 3 + 8=18
0-2-4-5-6........... 7 + 6 + 8=21
0-2-4-6............ 7 + 6 + 7 = 20
Критическим путем в данном примере является путь 0-2- 4-5-6 продолжительностью в 21 день. Остальные некритические пути имеют некоторый резерв времени, который можно использовать на работах, составляющих этот путь. Критические пути на сетевых графиках показываются жирными линиями.

Сетевые модели строительных процессов строятся по определенным правилам: между двумя событиями может быть только одна работа: при наличии нескольких работ, имеющих общие начальные и конечные события, вводятся дополнительные события и связи; в сетевой модели не должно быть тупиков (событий, в которые не входят или из которых не выходит ни одна работа) и замкнутых контуров; если работу можно начать при частичном выполнении предыдущей, то законченный этап выделяется в самостоятельную работу и вводится дополнительное событие; каждая работа или связь должна иметь конечное событие, дающее возможность начала только той работы, к которой оно относится; повторение номеров событий в модели не допускается.

Каждый менеджер проекта сталкивается с такой типовой для него задачей, как построение сетевого графика. В настоящее время этот процесс полностью автоматизирован и, как правило, у менеджера не возникает больших проблем. Уже давно нет необходимости чертить на бумаге графики, высчитывать ранние и поздние начала или окончания задач, соединять задачи стрелками, вычислять длину критического пути. ИСУП успешно решает все эти задачи.

Однако, без понимания основ и правил построения сетевых графиков довольно-таки часто совершают ошибки. Несмотря на то, что современные достаточно «умные» и подстраховывают менеджера проекта во многих моментах, связанных с расписанием проекта, тем не менее, остаются «слепые» зоны, которые лежат только в зоне ответственности менеджера проекта.

Для того, чтобы получить настоящую пользу от , ей надо уметь грамотно пользоваться, как и любым другим инструментом.

Что такое сетевой график

Сетевой график (англ., Project Network ) — это динамическая модель проекта, отражающая зависимость и последовательность выполнения работ проекта, связывающая их завершение во времени с учётом затрат ресурсов и стоимости работ.

Сетевой график может быть построен в двумя способами:

  • Вершины графа отображают состояния некоторого объекта (например, строительства), а дуги - работы, ведущиеся на этом объекте.
  • Вершины графа отражают работы, а связи между ними - зависимости между работами.

Правила построения сетевого граифка

Прежде всего, построение сетевого графика заключается в правильном соединении между собой событий (на схеме обозначаются кружками ) с помощью работ (на схеме обозначаются стрелками ). Правильность соединения стрелок заключается в следующем:

  • каждая работа в сетевом графике должна выходить из события, которое означает окончание всех работ, результат которых необходим для начала работы;
  • событие, обозначающее начало определенной работы не должно включать в себя результаты работ, завершение которых не требуется для начала этой работы;
  • сетевой график строится слева направо, и каждое событие с большим порядковым номером должно быть расположено правее предыдущего. Стрелки, изображающие работы, должны также располагаться слева направо.

Исходные работы

Построение графика начинается с изображения работ, не требующих для своего начала результатов выполнения других работ. Такие работы можно назвать исходными, так как все остальные работы комплекса будут выполняться только после их полного выполнения.

В зависимости от специфики планируемого комплекса, исходных работ может быть несколько, а может быть только одна. Размещая исходные работы необходимо учитывать, что на сетевом графике, должно быть только одно исходное событие.

На рисунке 1 показан пример начала сетевого графика с одной исходной работой (работа A ), а на рисунке 2 пример начала сетевого графика с тремя исходными работами (работы A, B, C ).

Рисунок 1. Сетевой график с одной исходной работой

Рисунок 2. Сетевой график с тремя исходными работами

Последовательные работы

Если работа B должна выполняться только после выполнения работы A , то на графике это изображается в виде последовательной цепочки работ и событий.

Рисунок 3. Последовательно выполняемые работы

Если для выполнения нескольких работ, например, B и C необходим результат одной и той же работы A , то на графике это изображается «параллельными» стрелками, выходящими из события, являющегося результатом выполнения работы А .

Рисунок 4. Работы, выполняемые после одной и той же работы

Если для выполнения работы C необходим результат работ A и B , то на графике это изображается «параллельными» стрелками, входящими в событие, после достижения которого следует работа C.

Рисунок 5. Работа, выполняемая после нескольких работ

Если для выполнения работ B и C необходим промежуточный результат работы A , то работа A разбивается на подзадачи таким образом, чтобы первая ее подзадача (A1 ) выполнялась до получения промежуточного результата, необходимого для начала работы B , а вторая подзадача выполнялась до получения промежуточного результата, необходимого для начала работы C, последующая же часть A3, может выполняться параллельно с работами A1 и A2 .

Рисунок 6. Работы, выполняемые после частичного выполнения других работ

Два соседних события могут быть объединены одной и только одной работой. Для изображения параллельных работ на сетевом графике вводится так называемое промежуточное событие и фиктивная работа.

Рисунок 7. Работы, имеющие общие начальное и конечное события

Если выполнение работы D возможно только после получения совокупного результата работ A и B , а выполнение работы C – после получения только результата работы А, то в сетевом графике необходимо ввести дополнительное событие и фиктивную работу.

Рисунок 8. Использование фиктивных работ

«Хвосты» и «тупики»

В сети не должно быть «тупиков», т.е. промежуточных событий, из которых не выходит ни одна работа. На рисунке 9 тупиковым событием является событие 6.

Также не должно быть «хвостов», т.е. промежуточных событий, которым не предшествует хотя бы одна работа. На рисунке 9 хвостовым событием является событие 3 .

Рисунок 9. «Хвосты» и «тупики» в сетевом графике

Циклы

На сетевом графике не должно быть циклов, состоящих из взаимосвязанных работ, создающих замкнутую цепь — цепочка работ D->F->G на рисунке 10. Данная ситуация скорее всего свидетельствует об ошибке при составлении перечня работ и определении их взаимосвязей.

Рисунок 10. Цикл на сетевом графике

В таком случае необходимо проанализировать исходные данные и в зависимости от сделанных по итогам анализа выводов, либо перенаправить работу создающую цикл в другое событие (если работам, начинающимся в этом событии требуется ее результат, или если она является частью общего результата), либо совсем исключить ее из комплекса (если выявлено, что ее результат не требуется).

На рисунке 11 приведен пример устранения цикла, когда работа G становится частью общего результата.

Рисунок 11. Устранение цикла на сетевом графике

Именование работ и нумерация событий

Каждая работа в сетевом графике должна определяться однозначно, только ей присущей парой событий, как и не должно быть на графике событий с одинаковыми номерами.

Для правильной нумерации событий поступают следующим образом: нумерация событий начинается с исходного события, которому дается номер 0 . Из исходного события вычеркивают все исходящие из него работы, на оставшейся сети вновь находят событие, в которое не входит ни одна работа. Этому событию дается номер 1 . Затем вычеркивают работы, выходящие из события 1 , и вновь находят на оставшейся части сети событие, в которое не входит ни одна работа, ему присваивается номер 2 , и так продолжается до завершающего события.

Просмотры: 13 843


,

Сетевой график – сетевая модель, отражающая технологические и организационные взаимосвязи процесса производства СМР, с рассчитанными временными показателями. Отображается в виде графика, состоящего из стрелок и кружков. В основе построения лежат понятия «работа» и «событие».

    Оперативность руководства

    Учет внешних работ

    Учет перспектив ресурсов

    Легко корректируемая ситуация

Особенности:

    Наличие взаимосвязи между работами и технологической последовательностью их выполнения

    На основе графика можно выявить работы, от исполнения которых в срок зависит продолжительность всего строительства

    Возможность вариантной проработки

    Облегчение внесения коррективов без изменения конечного результата

Основные элементы:

    Работа – непосредственно сам процесс, требующий затрат времени, материальных ресурсов и приводящий к достижению определенных результатов

    Ожидание – процесс, требующий только затрат времени (технологический и\или организационный перерыв)

    Зависимость – вводится для отражения взаимосвязи работ (стрелка со штрих. линией)

    Событие – фактическое окончание одной или нескольких работ, необходимое и достаточное для начала следующей работы

    Путь – определенная последовательность от одного события к другому

Критический путь – полный путь, имеющий наибольшую длину (продолжительность).


16 Основные положения по организации материально-технической базы строительства

Материально-техническая база строительства (МТБ) -Система предприятий по производству строй. материалов, деталей и конструкций, предприятий по эксплуатации и ремонту строй. машин и транспорта, стационарные и передвижные производственные установки, энергетическое и складское хозяйство строй. организаций, научно-исследовательские, проектные и др.учреждения и хозяйства, обслуживающие строительство.

Поставщик орудий труда для строительства являются промышленность машиностроения.матереалы, изделия, конструкции для строительства поставляют предприятия:строй. индустрии, т.е. предприятия отрасли "строительство", состоящие на самостоятельном промышленном балансе или балансе срой. организаций.промышленности стротельных материаловдругих отраслей промышленности- металлургической, химической, лесной и деревообрабатывающей и т.д.

Источники поставок МТ снабжение строительства ведется по прямым договорам с производителями или через разнообразную сеть посреднических торговых организаций.К предприятиям строй индустрии относят заводы и полигоны по производству сборных бетонных и железобетонных конструкций(кроме предприятий, подчиненных промышленности строительных материалов); заводы и цехи строительных и технологических металлоконструкций, электро и санитарно-технического оборудования, арматуры и закладных деталей для монолитного железобетона; заводы и цехи товарных смесей.В строительном тресте следует различать производственную и производственно- комплектовочную базу. Первая предназначена для изготовления материалов и конструкций, вторая- для повышения заводской готовности материалов и комплектаций. При небольших объемах производства СМО имеет единую производственно- комплектовочную базу, а при больших масштабах пром. деятельности обе составляющие базы выделяют в отдельные структуры.

Пром. предприятия строй. организаций (приобъектные, местные) предназначены для снабжения объектов строительства, удаленных от основной базы. К ним относятся небольшие полигоны (цехи) бетонных ж/б изделий, стационарные и передвижные установки товарных смесей, ремонтно-механические мастерские и автохозяйства.

Оптовая торговля МТР проводится через оптовые базы, товарно сырьевые биржи, оптовые ярмарки.

Территориально- снабженческие базы осуществляют оптовые закупки и поставки всех ресурсов, необходимых строй организациям, как правило, на основе долговременных прямых договоров.

Оптово-розничные магазины -базы служат основным источником снабжения индивидуальных застройщиков и небольших строительных организаций.

Стоимость МТР:

1. стоимость покупки;2. стоимость доставки;3. стоимость хранения;4. стоимость недостачи и потерь.

ЦИКЛ СНАБЖЕНИЯ:

1. Определение потребности в период проектирования и составления смет. 2. Разработка проектных характеристик, требуемых для того или иного изделия, детали, конструкции. 3. Расчет необходимого количества элементов и подготовки спецификации. 4. Составление заявки с указанием предъявляемых требований. 5. Затребование предложений о поставке с указанием цены или путем организации тендера. 6. Получение и рассмотрение предложений. 7. Выпуск ордера на закупку, заключение договора на поставку, субподряд или лизинг. 8. Подготовка и представление продавцом или субподрядчиком рабочих чертежей или образцов. 9. Рассмотрение и утверждение представляемых РЧ или образцов подрядчиком и представителем владельца (архитектором или инженером). 10. Изготовление продукта продавцом или субподрядчиком. 11. Упаковка, доставка и проверка доставленной продукции. 12. Приемка или отказ от приемки владельцем (или eгo представителем), выдача гарантий в случае приемки, внесение необходимых исправлений. 13. Хранение и подготовка к использованию на стройплощадке. 14. Подготовка к установке, установка и проверка в проектном положении.

Не все виды поставок требуют перечисленной выше последовательности. Выдав, например, ордер на поставку товарной бетонной смеси, для получения очередной партии достаточно позвонить поставщику. В тоже время заказ сложного оборудования с использованием, например, смешанного транспорта, включая, например, морской фрахт, может потребовать более сложного, чем перечисленного выше, процесса.

Календарное планирование снабжения. Снабжение-система, взаимосвязанная с планированием работ и контролем за их исполнением. Cyществует несколько технических подходов в решении этой задачи.

Первый состоит во включении этапов снабженческого процесса в общий план работ, КП или СГ. Трудность этого варианта в том, что детальное отображение всех шагов (14 и более) по обеспечению даже oгpaниченного набора ресурсов будет доминировать в расписании и затруднять eгo чтение.

Второй подход состоит в разработке отдельного графика снабжения, но увязанного со сроками ведения СМР, так называемого модульного графика (вручную или на компьютере). Например, в СГ строительства объекта необходимость поставки к определенной дате обозначается одним событием или одной работой «Поставка комплекта дверей», в Которой скрыты все шаги по обеспечению этого ресурса. Может быть обозначен лишь ранний (или поздний) срок. Детальное, с указанием каждого шага, расписание должно быть разработано отдельно в виде КП или СГ, или в виде матрицы на бумаге или в электронной форме с перечислением продукта, поставщика, стоимости, начала и окончания каждого шага до укладки в дело, раннее начало работы и запас времени между поставкой на место работы и РН. Но и при самой хорошей организации мoгyт возникнуть ситуации, требующие корректировочных действий, например, если какой-нибудь материал потребовался раньше, чем было предусмотрено по согласованному графику. Здесь решающая роль принадлежит опытным агентам, Haходящим пути и средства соблюдения графика строительства. Такими альтернативными решениями могут быть: привлечение дополнительных поставщиков, изменение способов доставки (вместо железнодорожного транспорта автомобильный, авиационный и т.п.).

В идеале хорошо организованный поток материалов должен обеспечить подачу автомашин под загрузку непосредственно в точку, где это необходимо, и в точно назначенное время.

Приемка материальных ресурсов одна из важнейших операций в процессе снабжения строительства производится путем тщательной проверки количества, комплектности и качества поступающей продукции, а также оформления ее соответствующей учетной документацией в установленном порядке. Соответствие всех материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям государственных стандартов (ГOCT), технических условий (ТУ) и проектной документации является обязательным для обеспечения качества строительной продукции, долговечности зданий и сооружений.

Учет и контроль в снабжении достигается фиксацией наличия, поступления и расходования материальных ресурсов с помощью действующей системы документов. Для тoгo, чтобы иметь достоверную информацию о наличии тех или иных ресурсов, необходимо своевременно оформлять и передавать в бухгалтерию строительной организации документы первичного учета приходные и расходные ордера, накладные, счета фактуры и т. п. За использованием материальных и энергетических ресурсов установлено систематическое наблюдение путем представления статистических отчетов об их расходовании вышестоящим органам по подчиненности.

Отпуск материалов для производства СМР должен проводиться на основе лимитной системы. В основе этой систеl\1Ы лежит предварительный обсчет по проектно-сметной документации и утвержденным нормативам pacхода необходимого для строительства объекта количества материалов. Эти данные работники производственно технического отдела строительного управления заносят в лимитную карту, которая является единым первичным учетным документом, регламентирующим отпуск материалов с начала до конца строительства данного объекта. Отпуск материалов сверх установленнoгo лимита допускается только с разрешения главного инженера строительного управления. Получение такого разрешения связано с проверкой причин завышения лимита и, в необходимых случаях, взыскания с лиц, допустивших необоснованный перерасход материала.

17 Организация производственно-технологической комплектации строительства

Технологическая комплектация - это процесс синхронного комплектного обеспечения строящихся объектов сборными конструкциями, деталями, полуфабрикатами и материалами в строгой увязке с темпом и технологической последовательностью работ.

Принципиальное отличие органов комплектации от действующих в большинстве строительных организаций органов снабжения состоит в том, что управление комплектации является комбинированным органом, в деятельности котopoго сочетаются три основные функции материального обеспечения: снабжение переработка комплектация:

1 снабженческая деятельность состоит в получении всех материальных ресурсов независимо от источников поступления;

2 промышленная деятельность заключается в переработке материалов и изделий для подготовки к непосредственному использованию на строительных работах и изготовлению нетиповых и несерийных конструкций, деталей и полуфабрикатов;

3 комплектация материалов и изделий состоит в централизованной доставке их на строительство в соответствии с утвepжденными графиками производства работ, как завершающей стадии материального обеспечения строительства.

Комплектация предъявляет особое требование к способу доставки, которое может быть сформулировано как принцип бесперегрузочной дocтавки материала в зону рабочего места.

    Пакетирование

    Контейнеризация (и как следствие внедрение большегрузных контейнеров для сокращения траспортных расходов)

Унифицированная нормативно технологическая документация по комплектации (УНТДК ) объектов строительства в составе ППР - это комплекс документов, являющихся проектом технологической комплектации объекта. УНТДК выполняют в период подготовки строительства на весь объект в целом или на объем работ планируемого года. Учет решений, принятых в ППР, обеспечивает синхронизацию процесса комплектации с графиком производства работ. Привязку типовой УНТДК к местным условиям или разработку на индивидуальный объект выполняют в отделах подготовки производства работ СМО или по заказу строительных организаций специализированными фирмами по технологическому проектированию строительства. Разработка УНТД связана с формированием технологических, поставочных, монтажных и рейсовых комплектов.

УНТДК является единой нормативной базой планирования:

1. материально-технического снабжения;

2. изготовления продукции и повышения строительной готовности изделий в промышленных подразделениях СМО;

3. организации процесса комплектации, включая централизованную доставку ресурсов в рабочую зону.

Исходными данными для разработки системы УНТДК служат:

1 проектная документация;

2 основные решения ППР, касающиеся последовательности и технологии выполнения работ (КП и технологические каты);

3 действующие нормативы расхода материальных ресурсов;

4 сведения о поставщиках, средствах транспорта и парке контейнеров.

Виды комплектов:

    Технологический (СК,изделия и пр, необходимый для выполнения определенного комплекта работ)

    Поставочный (поставляется с 1 завода на объект в соответствии со сроками и технологией)

    Монтажный (предназначен для сборки монтажного узла)

    Рейсовый (часть монтажного, поставляемого на 1 транспортном средстве – в 1 рейс)

Принцип конструктивности: состав комплектации формируется т.о., чтобы он был необходимой и достаточной частью для обеспечения простарнственной устойчивости здания и его частей.

Принцип технологичности: совокупность ресурсов комплекта обеспечивает непрерывность ведения работ в соответствии с ППР

Состав и последовательность разработки УНТДК

Состав УНТДК по комплектации включает следующие документы:

1. карточку реквизитов объекта;

2. схемы образования технологических комплектов;

3. комплектовочно- технологические карты; (состав и сроки формирования комплектов в соответствии с графиком производства работ; выполняются на КЖ, КМ, КД, арматуру, бетон и пр.)

4. сводную комплектовочно технологическую карту;

5. таблицу стоимости технологических комплектов;

6. типовой график комплектации объекта по поставщикам;

7. транспортно комплектовочный график; (входит в состав УНТДК только при монтаже «с колес»)

8. расчет стали и бетона;

9. технологические карты повышения строительной готовности изделий и материалов.

Комплектовочно- технологическая карта (КТК) - основной документ УНТДК, определяющий состав и сроки формирования комплектов в соответствии с графиком производства работ.

18 Организация и эксплуатация парка строительных машин

Комплексная механизация - метод полностью механизированного выполнения тех или иных технологических процессов в строительстве, осуществляемая одной или несколькими машинами. При большом количестве операций применение комплекта машин значительно повышает производительность.

РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ

На стадии ПОС расчет выполняют по нормативным показателям для определения потребности в строительных машинах на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ. В норматив потребности входят основные виды строительных машин для выполнения работ собственными силами строительных организаций, а также учтены потребности в машинах производственных предприятий, находящихся на строительном балансе.

На стадии ППР потребность в строительных машинах определяют исходя из физических (сметных) объемов работ, подлежащих выполнению одним из двух способов:

1 по нормам затрат машинного времени СНиП (ч. IV «Сметные нормы»);

2 по нормам выработки машин, устанавливаемым соответствующими ведомствами с учетом местных условий строительства.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАРКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Формы организации и структура парка строительных машин зависят от формы и структуры строительно-монтажной организации, которую он обслуживает, видов и объемов выполняемых работ и определяются степенью территориальной концентрации строительства. Перечисленные факторы предопределяют возможность специализации эксплуатирующих организаций и влияют на глубину ее развития.

I форма - строительные машины находятся на балансе строительных организаций (СМУ, ПМК и т. п.). Содержанием и эксплуатацией машин руководит служба главного механика. По заявкам линейных работников машины выделяют на объекты.

II форма - строительные машины находятся в составе и на балансе специализированных подразделений механизации, подчиняющихся строительным организациям. Оперативное руководство по распределению и использованию техники и все расчеты за ее работу осуществляет СМО. Строительные управления получают машины на условиях услуг, аренды или подряда. Расчеты производят по планово расчетным ценам.

III форма - строительные машины и оборудование находятся в составе и на балансе бывших трестов механизации или самостоятельных предприятий механизации, подчиненных территориальным строительным объединениям, комбинатам и т. п. Концентрация строительной Texники на специализированных предприятиях механизации создает наиболее благоприятные условия для ее содержания и обслуживания, обеспечивает возможность максимального использования машин в соответствии с их техническими параметрами, а также позволяет сосредоточить необходимых случаях большое количество машин на нужном направлении.

IV форма - лизинг строительные машины и оборудование Haходятся на балансе лизинговых компаний, специализирующихся на сдачу в лизинг (аренду) принадлежащей им техники для краткосрочного или долгосрочного использования на договорной основе.

V форма - строительная техника находится во владении индивидуального частного предпринимателя.

1. Управления механизации

2. Тресты строй механизации

3. Средства малой механизации

ФОРМЫ РАСЧЕТОВ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УПРАВЛЕНИЯМИ МЕХАНИЗАЦИИ

В системе взаимоотношений механизаторов и строителей решающее значение имеют формы расчетов. Объем работ, выполненных механизаторами для строителей, может быть определен различными способами:

по фактически выполненным объемам и по времени нахождения машины в распоряжении строительной организации на объекте.

1. При расчетах по фактически выполненным работам в качестве единицы измерения принимают натуральные показатели объемов работ

2. Расчет по времени работы машины (за отработанное время). В тех случаях, когда точный учет объемов выполненных строительных paбот невозможен или затруднен.

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Условием увеличения годовой выработки является ввод в эксплуатацию списочного парка машин. Это зависит от эксплуатационной готовности машин, фронта работ и сменности.

Качество эксплуатации парка характеризуется рядом частных показателей.

    Коэффициент использования парка строительных машин во времени k n

    Коэффициент использования машин по времени k. маш

    Коэффициент использования машин по производительности k np

    Коэффициент сменности работы машины k.см

    Коэффициент использования машин по времени в течение смены kuсп.см

19 Показатели, характеризующие степень механизации СМР. Показатели использования парка машин.

Показателями механизации работ, характеризующими степень охвата механизацией строительно-монтажных работ, служат уровень мeханизации и комплексной механизации работ.

    Уровень механизации работ: kмex =(Vмex /V)*100. (объем механизированных к объему работ,выполненных с помощью машин и вручную),%

    Уровень комплексной механизации: kк.мex =(V к. мex / V мex) *100. (комплексно-механизированные к комплексным), %

Показатели механовооруженности характеризуют оснащенность строительных и монтажных организаций средствами механизации и определяются как показатель механовооруженности строительства или Mexaновооруженности труда.

    Механовооруженность строительства: Мстр = (C мех / С общ) *100. (балансовая стоимость средств механизации к общей стоимости СМР)

    Механовооруженность труда: М тр = (C мех / Пр) . (балансовая стоимость строймашин к среднесписочному числу рабочих,занятых в строительстве)

Показатели энерговооруженности по смыслу аналогичны показателям механовооруженности. Отличие состоит в оценке механизации в энергетическом аспекте, характеризуемом связью между увеличением потребляемой мощности машин и ростом производительности труда.

    Энерговооруженность строительства: Э стр = (N общ / С) . (общая мощность двигателей машин на годовую стоимость СМР). Напр, в настоящее время 200-300 кВт на 1 млн. руб

    Энерговооруженность труда: Э тр = (N о / Пр) . (суммарная мощность двигателей, на общее число рабочих)

Показатели использования парка машин .

Основным показателем правильности эксплуатации парка строительных машин является фактическая годовая выработка в натуральном выражении (физическом объеме работ), определяемая по отчетным данным в сопоставлении с плановым заданием.

Условием увеличения годовой выработки является ввод в эксплуатацию списочного парка машин. Это зависит от эксплуатационной готовности машин, фронта работ и сменности.

Причины простоев машин:

    Неподготовленность строительных объектов

    Несоответствие производительности машин и транспорта

    Перебои в снабжении

    Сверхплановые простои на предыдущих этапах

Качество эксплуатации парка характеризуется рядом частных показателей:

    Коэффициент использования парка строительных машин во времени: k n = Т ф /T к. (количество фактически отработанных маш-дней к календарному количетву маш-дней за тот же период)

    Коэффициент использования машин по: k маш = Т ф /T пл. (отношение фактического времени машины к плановому)

    Коэффициент использования машин по производительности: kпp = Вф /В пл. (фактическая выработка к плановой)

    Коэффициент сменности работы машины: k см == Т ф. ч. /(Т дн *t р.д.). (отношение количества маш-часов,отработанных однотипными машинами за отчетный период к произведению количества дней нахождения в работе и средней продолжительности рабочего дня)

    Коэффициент использования машин по времени в течение смены: k uсп.см==Тф.см. / tсм. (количество маш-смен, отработанных машиной ко времени 1 смены)

Оценку по приведенным показателям про изводят путем сопоставления отчетных данных с ормативными по выработке основных машин, их использованию и др.

20 Организация автомобильных перевозок. Расчет автотранспорта.

Виды транспорта:

    Автомобильная (основная – 80%)

    Ж\д (до 15 %)

    Водная (до 5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Автотранспорт, обслуживающий строительство, находится в составе различных по характеру собственности и правовому положению предприятий, частных, государственных, муниципальных и др., в том числе в составе строительных организаций, заводов строительной индустрии и организаций механизации. Основные организационные варианты аналогичны рассмотренным ранее формам эксплуатации парка строительных машин.

Взаимоотношения между транспортниками и строителями определяются договорами, устанавливающими права и обязанности сторон, и основываются на нормах гражданского кодекса. В условиях рыночной экономики изменилось содержание договорных отношений. Помимо функции перевозки по назначению, транспортная фирма несет материальную ответственность за количественную и качественную сохранность груза, а также своевременность eгo доставки. По прибытию на объект подрядчик должен проверить соответствие прибывшего груза сопроводительным документам.

С технологией строительного производства связаны схемы организации перевозок строительных грузов: маятниковая, челночная или челночно-маятниковая.

    При маятниковой схеме транспортное средство (автотягач с прицепом или автомашина без прицепа) находится на объекте до разгрузки.

    Челночная схема предусматривает возможность работы тягача без простоев под разгрузкой. Для этого в зависимости от продолжительности пребывания транспорта под разгрузкой и длины плеча перевозки на каждый тягач выделяется несколько прицепов.

    Челночно-маятниковая схема -частный случай предыдущей схемы, когда время разгрузки равно или кратно времени доставки груза.

Предпочтительнее челночная и челночно-маятниковая, т.к. это позволяет снизить транспортные расходы (время разгрузки), а также при транспортировании крупных СК (производить монтаж «с колес», т.е. без организации склада)

РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

N= P\(T*n см *П),

где N – число машин, Т – время перевозки определенного груза, Р – масса определенного груза, П – производительность машин, n см – число смен

На стадии ПОС расчет выполняют по нормативным показателям для определения потребности в транспортных средствах на 1 млн. руб. сметной стоимости СМР в rод. В норматив потребности входят все виды автомашин и учитывается суммарная потребность в автотранспортных средствах независимо от подчиненности парка машин.

На стадии ППР потребность в средствах транспорта определяют в следующем порядке: выявляют потребность в перевозках, составляют схемы грузопотоков; рассчитывают грузооборот по календарным периодам работ (смену, сутки, неделю, месяц и т. д.); подбирают виды транспортных средств; определяют производительность транспортной единицы; рассчитывают потребность в транспортных средствах по видам и составляют транспортный (монтажно-транспортный) график или заявку на транспорт.

Работа транспорта на строительстве характеризуется объемом перевозок и грузооборотом.

Объем перевозок - это количество груза, подлежащего пере возке, в тоннах за единицу времени.

Грузооборот - объем транспортной работы в тонно- километрах (T-KM) за единицу времени.

Грузопоток - часть грузооборота в определенном направлении.



Дополнительная информация по данной теме ЗДЕСЬ.

Календарный план (график) производства работ , безусловно, является ключевым документом ППР. От качества его разработки в значительной мере зависит успех реализации проекта. Календарный план представляет собой модель строительного производства, в которой устанавливают рациональную последовательность, очередность и сроки выполнения работ на объекте.

Календарное планирование

Сущность календарного планирования, его роль в строительстве

Календарное планирование является неотъемлемым элементом организации строительного производства на всех его этапах и уровнях. Нормальный ход строительства возможен только тогда, когда заблаговременно продумано, в какой последовательности будут вестись работы, какое количество рабочих, машин, механизмов и прочих ресурсов потребуется для каждой работы. Недооценка этого влечет за собой несогласованность действий исполнителей, перебои в их работе, затягивание сроков и, естественно, удорожание строительства. Для предотвращения таких ситуаций и составляется календарный план, который выполняет функцию расписания работ в рамках принятой продолжительности строительства. Очевидно, что изменчивая обстановка на стройке может потребовать существенной корректировки такого плана, тем не менее при любых ситуациях руководитель строительства должен четко представлять, что нужно делать в ближайшие дни, недели, месяцы.

Продолжительность строительства назначается, как правило, по нормам (СНиП 1.04.03-85* Нормы продолжительности строительства...) в зависимости от величины и сложности строящихся объектов, например, площади гидромелиоративных систем, виды и мощности промышленных предприятий и т.д. В отдельных случаях продолжительность строительства может планироваться отличной от нормативной (чаще всего в сторону ужесточения сроков), если того требуют нужды производства, специальные условия, природоохранные программы и проч. Для объектов, возводимых в сложных природных условиях, допустимо увеличение продолжительности строительства, но это всегда должно быть надлежащим образом обосновано.

В строительной практике часто применяются упрощенные методы планирования, когда, например, составляется лишь перечень работ со сроками их выполнения без должной оптимизации. Однако такое планирование допустимо лишь при решении небольших текущих задач ходе строительства. При планировании же больших объектов работ на весь период строительства нужна тщательная работа по выбору наиболее целесообразной последовательности СМР, их продолжительности, числа участников, необходим учет множества факторов, о которых упоминалось выше. По этим причинам в строительстве находят применение различные формы календарного планирования, позволяющие по-своему оптимизировать планируемый ход работ, возможность маневров и т.д.

  • линейные календарные графики
  • сетевые графики

Кроме того, в зависимости от широты решаемых задач, необходимой степени детализации решений существуют различные виды календарных планов, находящие применение на разных уровнях планирования.

При разработке календарных планов в ПОС и ППР наилучшие результаты достигаются, когда составляются несколько вариантов календарного плана, и выбирается наиболее эффективный.

Виды календарных планов (графиков)

Разделяют четыре вида календарных графиков, в зависимости от широты решаемых задач и вида документации, куда они входят. Все виды календарных графиков должны быть тесно увязаны друг с другом.

Сводный календарный план (график) в ПОС определяет очередность возведения объектов, т.е. сроки начала и окончания каждого объекта, продолжительность подготовительного периода и всего строительства в целом. Для подготовительного периода, как правило, составляется отдельный календарный график. Существующие нормы (СНиП 12-01-2004 взамен СНиП 3.01.01-85) предусматривают составление в ПОС календарных планов в денежной форме, т.е. в тыс. руб. с распределением по кварталам или годам (для подготовительного периода - по месяцам).

Для сложных объектов, особенно водохозяйственных и гидротехнических, составляются дополнительно сводные графики, ориентированные на физические объемы.

При составлении календарных планов строительства гидротехнических и водохозяйственных сооружений требуется, как уже отмечалось, тщательная увязка хода строительных работ со сроками пропусков расходов воды в реке, сроками перекрытия русла и наполнения водохранилища. Все эти сроки должны быть четко отражены в календарном плане, При реконструкции таких объектов должны быть обеспечены минимальные перерывы в эксплуатации гидроузла или гидросооружения.

На стадии разработки сводного календарного плана решаются вопросы разделения строительства на очереди, пусковые комплексы, технологические узлы. Календарный план подписывается главным инженером проекта и заказчиком (как согласовывающей инстанцией).

Объектный календарный график в ППР определяет очередность и сроки выполнения каждого вида работ на конкретном объекте с начала его возведения до сдачи в эксплуатацию. Обычно такой план имеет разбивку по месяцам или дням в зависимости от величины и сложности объекта. Объектный календарный план (график) разрабатывается составителем ППР, т.е. генподрядчиком или привлеченной для этого специализированной проектной организацией.

При разработке календарных планов на реконструкцию или техническое переоборудование промышленного предприятия необходимо согласование всех сроков с этим предприятием.

Рабочие календарные графики обычно составляются производственно-техническим отделом строительной организации, реже линейным персоналом в период производства СМР. Такие графики разрабатываются не неделю, месяц, несколько месяцев. Наибольшее применение имеют не дельно-суточные графики. Рабочие календарные графики – это элемент оперативного планирования, которое должно вестись постоянно в течение всего периода строительства.

Цель рабочих графиков с одной стороны - детализация объектного календарного плана и с другой - своевременная реакция на всевозможные изменения обстановки на стройке. Рабочие графики - наиболее распространенный вид календарного планирования. Как правило, они составляются очень быстро и зачастую имеют упрощенную форму, т.е., как показывает практика, не всегда должным образом оптимизируются. Тем не менее они обычно лучше других учитывают фактическую обстановку на стройке, так как составляются лицами, непосредственно участвующими в этой стройке. Это особенно относится к учету погодных условий, особенностей взаимодействия субподрядчиков, реализации различных рационализаторских предложений, т.е. факторов плохо поддающихся заблаговременному учету.

Часовые (минутные) графики в технологических картах и картах трудовых процессов составляются разработчиками этих карт. Такие графики обычно тщательно продуманы, оптимизированы, но они ориентированы лишь на типичные (наиболее вероятные) условия работы. В конкретных ситуациях они могут требовать существенной корректировки.

Упрощенные формы календарного планирования

При краткосрочном планировании, как уже отмечалось, в строительной практике часто используется упрощенная форма календарного планирования в виде списка работ со сроками их выполнения. Такая форма не обладает наглядностью и не приспособлена для оптимизации, но при решении текущих задач на ближайшие дни или недели она приемлема в силу простоты и быстроты своего составления. Обычно это результат соглашения о сроках работ между исполнителями, который записывается в виде протокола технического совещания, распоряжения генподрядчика иди другого текущего документа.

К упрощенной форме следует также отнести планирование строительства в денежной форме. В этом случае некоторая оптимизация возможна, но она решает такие вопросы лишь в крайне обобщенном виде, так как относится в первую очередь к финансированию строительства. Календарный план в денежном выражении обычно составляется особо крупных объемах работ, когда элементом планирования выступает целый объект или комплекс объектов. Такие планы характерны, например, для ПОС.

Линейные календарные графики

Линейный календарный график (график Ганга) - это таблица "работы (объекты) - время", в котором продолжительность работ изображается в виде горизонтальных отрезков линий.

Такой график обеспечивает возможности оптимизации СМР по самым разнообразным критериям, в том числе по равномерности использования рабочей силы, механизмов, строительных материалов и т.д. Преимуществом линейных графиков является также их наглядность и простота. Разработка такого графика включает следующие этапы:

  • составление перечня работ, для которых делается график
  • определение их методов производства и объемов
  • определение трудоемкости каждого вида работ путем расчетов, основанных на существующих нормах времени, укрупненных нормах или данных местного опыта
  • составление исходного варианта графика, т.е. предварительное определение продолжительности и календарных сроков выполнения каждой работы с отображением этих сроков на графике
  • оптимизация календарного графика, т.е. обеспечение равномерной потребности в ресурсах в первую очередь в рабочей силе, обеспечение своевременного завершения строительства и т.д., установление окончательных календарных сроков работ и численности исполнителей.

Результаты каждого этапа разработки, календарного плана должны быть тщательно выверены, ибо ошибки, как правило, не компенсируются на последующих этапах. Например, если на первом этапе объем какой-либо работы оценен неправильно, неверным будет и ее продолжительность, и сроки выполнения, и оптимизация будет мнимой.

При определении трудоемкости работ необходимо уделять особое внимание реальности проводимых расчетов, учету конкретных условий работы. Последние могут существенно отличаться от принятых в нормах, поэтому составитель календарного плана должен быть хорошо знаком с фактическими условиями строительства.

Главным недостатком линейных графиков является сложность их корректировки при нарушениях первоначальных сроков работ или изменении условий их проведения. Эти недостатки устраняются при другой форме календарного планирования – сетевых графиках.

Сетевые графики

Сетевой график основан на использовании другой математической модели - графа. Графам (устаревшие синонимы: сеть, лабиринт, карта и т.д.) математики называют "множество вершин и набор упорядоченных или неупорядоченных пар вершин". Говоря более привычным для инженера (но менее точным) языком, граф - это набор кружков (прямоугольников, треугольников и проч.), соединенных направленными или ненаправленными отрезками. В этом случае сами кружки (или другие используемые фигуры) по терминологии теории графов будут называться "вершинами", а соединяющие их ненаправленные отрезки - "ребрами", направленные (стрелки) - "дугами". Если все отрезки являются направленными, граф называется ориентированным, если ненаправленными - неориентированным.

Наиболее распространенный тип сетевого графика работ представляет систему кружков и соединяющих их направленных отрезков (стрелок), где стрелки отображают сами работы, а кружки на их концах ("события") - начало или окончание этих работ.

Рисунок показывает упрощенно лишь одну из возможных конфигураций сетевого графика, без данных, характеризующих сами планируемые работы. Фактически на сетевом графике приводится множество сведений о производимых работах. Над каждой стрелкой пишется наименование работы, под стрелкой - продолжительность, этой работы (обычно в днях).

В самих кружках (разделенных на секторы) также содержится информация, смысл которой будет пояснен в дальнейшем. Фрагмент возможного сетевого графика с такими данными представлен на рисунке ниже.

В графике могут использоваться пунктирные стрелки - это так называемые "зависимости" (фиктивные работы), не требующие ни времени, ни ресурсов.

Они указывают на то, что "событие", на которое направлена пунктирная стрелка, может происходить только после свершения события, из которого исходит эта стрелка.

В сетевом графике не должно быть тупиковых участков, каждое событие должно соединяться сплошной или пунктирной стрелкой (или стрелками) с каким-либо предшествующим (одним или несколькими) я последующим (одним или несколькими) событиями.

Нумерация событий производится примерно в той последовательности, в какой они будут происходить. Начальное событие располагается обычно с левой стороны графика, конечное - с правой.

Последовательность стрелок, в которой начало каждой последующей стрелки совпадает с концом предыдущей, называется путем. Путь обозначается в виде последовательности номеров событий.

В сетевом графике между начальным и конечным событиями может быть несколько путей. Путь, имеющий наибольшую продолжительность, называется критическим. Критический путь определяет общую продолжительность работ. Все остальные пути имеют меньшую продолжительность, и поэтому в них выполняемое работы имеют резервы времени.

Критический путь обозначается на сетевом графике утолщенными или двойными линиями (стрелками).

Особое значение при составлении сетевого графика имеют два понятия:

Раннее начало работы - срок, раньше которого нельзя начать данную работу, не нарушив принятой технологической последовательности. Он определяется наиболее долгим путем от исходного события до начала данной работы

Позднее окончание работы - самый поздний срок окончания работы, при котором не увеличивается общая продолжительность работ. Он определяется самым коротким путем от данного события до завершения всех работ.

При оценке резервов времени удобно использовать еще два вспомогательных понятия:

Раннее окончание - срок, раньше которого нельзя закончить данную работу. Он равен раннему началу плюс продолжительность данной работы

Позднее начало - срок, позже которого нельзя начинать данную работу, не увеличив общую продолжительность строительства. Он равен позднему окончанию минус продолжительность данной работы.

Если событие является окончанием лишь одной работы (т.е. в него направлена только одна стрелка), то раннее окончание этой работы совпадает с ранним началом последующей.

Общий (полный) резерв - это наибольшее время, на которое можно задержать выполнение данной работы, не увеличивая общую продолжительность работ. Он определяется разностью между поздним и ранним началом (или поздним и ранним окончанием - что то же самое).

Частный (свободный) резерв - это наибольшее время, на которое можно задержать выполнение данной работы, не меняя раннего начала последующей. Этот резерв возможен только тогда, когда в событие входят две или более работы (зависимости), т.е. на него направлены две или более стрелки (сплошные или пунктирные). Тогда лишь у одной из этих работ раннее окончание будет совпадать с ранним началом последующей работы, для остальных же это будут разные значения. Эта разница у каждой работы и будет ее частным резервом.

Кроме описанного типа сетевых графиков, в котором вершины графа ("кружки") отображают события, а стрелки - работы, существует другой тип, в котором вершинами являются работы. Различие между этими типами непринципиальное - все основные понятия (раннее начало, позднее окончание, общие и частные резервы, критический путь и т.д.) сохраняются неизменными, отличаются лишь способы их записи.

Построение сетевого графика этого типа основано на том, что раннее начало последующей работы равно раннему окончанию предыдущей. Если данной работе предшествует несколько работ, ее раннее качало должно быть равно максимальному раннему окончанию предыдущих работ. Расчет поздних сроков ведется в обратном порядке - от завершающий к исходной, как и В сетевом графике "вершины - события". У завершающей работы позднее и раннее окончание совпадают и отражают продолжительность критического пути. Позднее начало последующей работы равно позднему окончанию предыдущей. Если за данной работой следует несколько работ, то определяющим является минимальное значение из поздних начал.

Сетевые графики "вершины - работы" появились позже графиков "вершины - события", поэтому они несколько менее известны и сравнительно реже описываются в учебной и справочной литературе. Тем не менее, они имеют свои преимущества, в частности их легче строить и легче корректировать. При корректировка графиков ""вершены - работы" их конфигурация не меняется, у графиков же "вершины - события" такие изменения исключить не удается. Однако в настоящее время составление и корректировка сетевых графиков автоматизированы, и для пользователя, которому важно знать лишь последовательность работ и их резервы времени, не имеет особого значения, каким способом сделан график, т.е. какого он типа. В современных специализированных пакетах компьютерных программ планирования и оперативного управления в основном используется тип "вершины - работы".

Корректировка сетевых графиков производится как на этапе их составления, так и использования. Она состоит в оптимизации строительных работ по времени и по ресурсам (в частности по движению рабочей силы). Если, например, сетевой график не обеспечивает выполнения работ в необходимые сроки (нормативные или установленные контрактом) производится его корректировка по времени, т.е. сокращается продолжительность критического пути. Обычно это делается

за счет резервов времени некритических работ и соответствующего перераспределения ресурсов

за счет привлечения дополнительных ресурсов

за счет изменения организационно-технологической последовательности и взаимосвязи работ.

В последнем случае у графиков "вершины - события" приходится менять их конфигурацию (топологию).

Корректировка по ресурсам производится путем построения линейных календарных графиков по ранним началам, соответствующих тому или иному варианту сетевого графика, и корректировки этого варианта.

Автоматизированные системы управления строительством обычно включают компьютерные программы, в той или иной мере автоматизирующие практически все этапы составления и корректировки сетевых графиков.

Справочная литература

  • СНиП 1.04.03-85 «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий зданий и сооружений»;
  • МДС 12-81.2007 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ».

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении